БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по предмету:
«Основы информационных технологий»

По теме: использование информационных технологий в теме магистерской диссертации «Командный состав Красной Армии в годы Гражданской войны»

Магистрант

кафедры Истории России

Войтехович Константин Геннадьнвич

 

Руководители:

Доктор исторических наук, профессор

Меньковский Вячеслав Иванович

Ассистент, руководитель практики

Позняков Андрей Михайлович

Минск – 2010


Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Обзор литературы.. 6

Глава 2. Методика исследования. 13

Глава 3. Основные результаты.. 16

Глава 4. Обсуждение результатов. 22

Заключение. 23

Список литературы.. 24

Интернет ресурсы в области исследования. 25

предметный указатель. 28

Личный сайт в сети Интернет. 29

Граф научных интресов. 30

Тестовые задания по информатике. 31

Презентация выпускной работы.. 32

 

Введение

Массовое распространение персональных компьютеров и сети Интернет совершило настоящий переворот в развитии цивилизации. Быстрая обработка больших массивов данных, передача различных видов информации на любые расстояния – все это значительно облегчает работу исследователей самого широкого круга специальностей. Вместе с тем стоит отметить, что при исследовании любой конкретной темы у исследователя возникают проблемы в связи с ограниченным кругом источников, ограниченным доступом к ним или ограниченным временем для их поиска. Все знают, что информация – важнейший ресурс современного общества, но не все учитывают, что ресурсы всегда ограничены, а значит распоряжаться ими необходимо с умом. Тем более, что вторым важнейшим ресурсом современного общества является время, а чем больше срок жизни как общества в целом, так и каждого отдельного человека, тем более количество этого времени ограничено.

Темой данного исследования является использование информационных технологий в исследовании командного состава Красной Армии в годы Гражданской войны. Тема достаточно специфична по нескольким причинам.

Во-первых, тема является дискуссионной. Она имела политическое значение, как в годы непосредственно Гражданской войны, так и на сегодняшний день. Дело в том, что как пишет один из известнейших белоэмигрантских историков А.А. Зайцов, именно офицерство являлось главной контрреволюционной силой Центральной России. Следовательно, офицеры были защитниками Царской России, культ которой активно возвращается сегодня и опасными противниками большевиков. Вместе с тем, именно офицеры царской армии составили основу командного состава РККА как во время войны, так и после нее. Это значит, что, несмотря на свою опасность, офицеры царской армии, как часть русской интеллигенции были необходимы большевикам.

Все это порождает длинные дискуссии, а, следовательно, предполагает наличие полярных мнений по данному вопросу. О квалификации красных командиров активно спорят, дают ей полярные оценки, которые необходимо учесть и сделать какой-либо вывод. Ведь квалификация и верность командного состава любой армии интересует и руководство страны и ее общество. Систематизировать и обобщить такое количество материала, не прибегая к информационным технологиям не представляется возможным.

Во-вторых, в теме затронут такой интересный, но весьма дискуссионный вопрос, как квалификация командного состава. Дело в том, что этот параметр невозможно вывести учитывая какой либо один или несколько исходных параметров. В самом деле, ни образование, ни стаж службы, ни послужной список, ни какие либо другие числовые величины не могут дать исчерпывающей характеристики военному начальнику любого уровня. У любого человека есть определенный талант, другое дело, что орн не всегда может быть правильно использован. В истории нередки случаи, когда прославленнейшие и образованнейшие военные, допуская грубые ошибки, не достигали своих целей, проигрывая тем, кто до сих пор считался военной посредственностью. Необходим глубокий синтез, учитывающий не только данное место и данное время, но и весь военно-организаторский опыт человечества. Без огромной начитанности и хорошего владения материалом, этого нельзя достичь. Вообще говоря, главная работа историка – очень много читать.

Вполне понятно, что для поиска и систематизации литературы по обширной области без информационных технологий обойтись нельзя. Искать нужно как в библиотеке, так и в сети Интернет.

Третьей проблемой является проблема доступности первоисточников. Большинство архивов по Гражданской войне в России находится на территории Российской федерации, куда белорусскому историку путь затруднен как по правовым, так и по финансовым причинам. К тому же, далеко не все выходящие в Российской федерации книги доступны в библиотеке, а если они все же доступны, у историка не всегда хватает времени их прочитать в данном учреждении. Называя вещи своими именами, стоит сказать, что дипломные и магистерские работы вполне реально написать без использования архивным источников. Однако это абсолютно недопустимо для кандидатской диссертации и прочих серьезных работ. Для историка же, такая обстановка создает дополнительный стимул для поиска интересных источников по теме в сети Интернет или в электронных базах данных.

Итак, обрисовав круг проблем, попробуем разъяснить нашу цель и задачи.

Нашей целью является рассмотрение использования информационных технологий при исследовании командного состава Красной Армии в годы Гражданской войны в России.

Наши задачи:

1.                   Первой задачей является рассмотрение литературы по теме. При этом не будем ограничиваться только перечислением источников. Попробуем оценить их полезность, эффективность, а главное, влияние на концепцию магистерской диссертации.

2.                   Второй задачей является перечисление и характеристика методов исследования, с попыткой установить определенную иерархию полезности и доступности методов.

3.                   Третьей задачей является подведение результатов, определение степени полезности информационных технологий в исследовании темы «Командный состав Красной Армии в годы Гражданской войны в России». Также нужно отметить, что дало автору непосредственное написание данной работы, какие проблемы оно подняло и как их можно решить.

4.                   Четвертой задачей является обсуждение результатов исследования с попыткой установить будущие действия автора, а также степень достижения в работе поставленной цели.

Работа также будет содержать граф научных интересов, тестовые задания по информационным технологиям и собственно теме исследования, а также презентацию выпускной работы.

Глава 1. Обзор литературы

Начнем, по традиции, с оборудования, которое помогает нам при написании самой работы. В древние, но на самом деле не слишком далекие времена, люди писали свои диссертации от руки или печатали на пишущих машинках. Способ крайне неудобный, так как исключает быстрое редактирование готового текста. Кроме того, в случае ошибки, работу, подчас весьма объемную необходимо переделывать, что ведет к потере времени, сил, средств. После введения в трудовой и учебный процесс компьютера, труд человека, пишущего текст значительно облегчился. В многом это произошло благодаря использования достижений замечательной американской компании Microsoft, прежде всего программ Microsoft Office Word и Excel. Теперь любой текст доступен для редакции в любой момент.

У такого чудесного события были, разумеется и негативные последствия. Прежде всего, они связаны с тем, что теперь, различные инстанции, раньше крайне не любившие читать рукописные отчеты, теперь стали требовать их в большом количестве в печатном виде, что часто способно буквально застопорить работу того или иного учреждения. Однако это, естественно, проблема, прежде всего менеджмента в нашем государстве, а не самих информационных технологий.

Также явным веянием развития информационных технологий является постепенное развитие электронных поисковых систем библиотек, в частности Национальной библиотеки Республики Беларусь, в которой имеется самой большое в нашей республике собрание книг. Это весьма помогает в труде историка, которому необходимо искать значительное количество книг, использовать их, анализировать и сравнивать их. Поисковики значительно помогают в этом нелегком труде, с каждым годом позволяя заложить в поиск все больше параметров.

Есть правда и негативные моменты. Не все книги даже в Национальной библиотеке заложены в электронную систему поиска и заказа. К тому же, имели место случаи сбоя системы поиска и заказа, что фактически приводило к параличу работы библиотеки.

Ценнейшим электронным источником информации  является используемая в Белорусском государственном университете система доступных электронных баз данных. Автором данных строк при работе над магистерской диссертацией была на данный момент использована доступная в сети Интернет электронная база данных East View. Данная ценнейшая база данных позволяет свободно скачивать статьи ведущих российских гуманитарных научных журналов. В частности журналов: Вопросы истории, Российская история, Отечественная история. В базе данных доступны как самые последние выпуски журналов, так и все выпуски за их, часто длинную историю. Вот неполный список статей скачанных автором данных строк благодаря системе East View:

1.       Батулин П. В., Войтиков С. С. Злоупотребление властью в органах Военного контроля. 1918-1919 гг.

2.       Безугольный А.Ю. Военно-окружная система в период Первой мировой войны и революционных событий 1917 года.

3.       Безугольный А. Ю. Демократическая республика Грузия и ее вооруженные силы. 1918-1921 гг.

4.       Варзаков И.В. Комплектование офицерского корпуса России и Германии в конце XIX – начале XX века: сравнительные оценки.

5.       Владимирский М. В. Финансовый фронт белого Юга.

6.       Войтиков С.С. Высшее военное руководство Советской России на пути к созданию Реввоенсовета Республики. Март-сентябрь 1918 года.

7.       Ганин А. В. Катастрофическое состояние Генерального штаба в 1919 г. Записка генерала В. Е. Борисова.

8.       Зуев М.Н. К вопросу о подготовке офицеров запаса в России, конец XIX начало XX вв.

9.       Козлов Д.Ю. Роль российского Балтийского флота в экономической блокаде Германии. 1914-1917 гг.

10.  Константинов С.В.; Оськин М.В. Русские офицеры военного времени 1914-1917 гг.

Как можно видеть, системой East View оказана значительная помощь историку в поиске информации, связанной с диссертацией.

Также при работе над диссертацией были использованы материалы определенного количества сайтов. Автор не может сказать, что данная работа была выполнена полностью и до конца удовлетворительно. Связано это, прежде всего, с хроническим дефицитом времени, которого неизменно требует работа с другими видами источников. К тому же, неудовлетворительное качество домашнего подключения к сети Интернет, ограничивает количество и объем скачанных материалов. Бесспорно, этот недостаток необходимо преодолеть, но здесь мы снова натыкаемся на недостаток средств, сил и времени.

Интернет сайты по установленной теме условно можно разделить на несколько категорий. Критерием для деления служит сущность содержащейся на них информации, а, также, тип сайта. Это: сайты различных исторических журналов, материалы Википедии и других электронных энциклопедий, размещенные в интернете источники, размещенные в сети авторские материалы.

К первой категории можно отнести:

http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/vi3.htm - сайт журнала «Вопросы истории». На сайте размещены оглавления номеров журнала за всю его историю, а также, определенное количество статей журнала, к сожалению, достаточно незначительное.

www.soldat.ru/spravka/issue_vij/ - сайт журнала «Военно-исторический журнал». На сайте размещены оглавления номеров журнала за всю его историю, а также, определенное количество статей журнала. Журнал является изданием Генерального штаба Российской федерации. Также на сайте размещена подробная информация об авторах и редакции.

http://www.nivestnik.ru/ - на сайте содержится информация о выпусках журнала «Новый исторический вестник» за всю его историю (начиная с 2000-го года). Количество статей, размещенных на сайте незначительно, что очень удручает, учитывая богатое содержание журнала и его отсутствие в системе East View.

http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/oi.htm - сайт журнала «Отечественная история». Устройство однотипно с устройством сайта журнала «Вопросы истории». Количество размешенных статей не впечатляет, однако это облегчается наличием журнала в базе данных East View.

Ко второй категории относятся:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 – головной сайт русской википедии.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%8F – страничка в википедии, посвященная Красной Армии, е истории, командному составу и системе комплектования. Раскрывает структуру, организацию и наиболее важные моменты истории армии. Ценный источник для уточнения подзабытых сведений.

http://dic.academic.ru/ - головной сайт популярной электронной энциклопедии «Словари на Академике». Дает строго научную, краткую информацию по какой-либо теме. Очень удобно для того, чтобы освежить память, но нельзя использовать в научной работе из-за краткости материала.

http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%AD%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8/ - словари на «Яндексе». Хорошая подборка энциклопедий по самым разным темам. Удобно для прояснения различных терминов, понятий, личностей.

К третьей категории относятся:

http://www.duel.ru/200609/?09_6_1 – сайт содержит информацию, посвященную славному боевому пути К.Е. Ворошилова, его боевых достижениях и частях, которые ему были оперативно подчинены. Информация опубликована к 125-и летию Климента Ефремовича. Дана весьма обстоятельная характеристика Ворошилову как человеку и полководцу, рассмотрены вехи в его жизни и карьере. В целом, однако, характеристика получилась слишком, подчас неоправданно положительной и, следовательно, не совсем объективной. Перепечатка с одной из луганских газет.

http://scepsis.ru/library/id_492.html - на данном сайте размещена статья профессора Ростовского университета, доктора исторических наук А. Козлова. Здесь, как и в первом указанном нами сайтом, вполне отражается основной недостаток интернет источников – односторонность информации и высокая вероятность натолкнуться на статьи, вырванные из контекста исторических трудов. Для анализа данной статьи полезно то, что разместивший ее в сети указал библиографические данные работы и год ее написания – 1990.

http://www.nashgorod.ru/forum/viewtopic.php?f=47&t=171279 – начальник штаба первого армейского корпуса белой армии генерала Врангеля, генерал Доставалов высказывает свое мнение на причины победы Красных над белыми армиями. Интереснейший эмигрантский исторический источник.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=191938 – сайт, с которого можно скачать книгу А.И. Деникина «Путь русского офицера». Кроме того, сайт содержит ссылки на многие другие сайты по теме. Интересен как специалистам, так и людям, интересующимся русской историей.

http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=4eecb5fa-142e-4171-82b8-36d651cea64d – полезнейший сайт. Полезен он тем, что с него можно скачать само «Полное собрание сочинений В.И. Ленина».

К четвертой категории относятся сайты:

http://bse.sci-lib.com/article005942.html - данный сайт дает материалы по военной оппозиции, организационно оформившейся на Восьмом съезде РКП (б). В статье, размещенной на сайте, подробно излагается мнение как самой военной оппозиции в лице ее лидеров К. Е. Ворошилова, Г. И. Сафарова, В. М. Смирнова, Ф. И. Голощёкина, так и противостоящее данному мнение лидеров партии большевиков В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, И.В. Сталина. Статья ценна для понимания расстановки сил в партии большевиков. Автор данной статьи - А. Ф. Данилевский.

http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1130616 – информация о военном строительстве на Украине, как автономной и во многом особенной единицы страны Советов в годы Гражданской войны. Ключевые личности и даты этого строительства. Автор статьи – А.И. Рогожин, кандидат юридических наук.

http://rkka.ru/org/btmv/bron17-20.htm - статья, в которой рассказывается о построении броневых частей Красной Армии, об их роли в Гражданской войне и в обеспечении власти большевиками. Также приводятся интересные данные о стоимости различных бронированных средств и их количестве в республике советов.

http://army.armor.kiev.ua/hist/k_sov_arm.shtml - статья под авторством Юрия Веремеева, автора опубликованных работ, посвященная строительству Красной Армии со времен Октябрьской революции и до наших времен. Интересный, правда, несколько обзорный материал.

http://www.jewish.ru/history/press/2010/04/news994284206.php 10.12.2010 - яркий пример того, что взгляд на исторические события, тем более, имеющие широкий общественный резонанс, может быть не только объективным, но и субъективным. Данная статья посвящена доказательству мнения, что именно нарком Л.Д. Троцкий создал Красную Армию. Спорный взгляд, подтвержденный спорными фактами. В любом случае, больше мнений – больше выбор.

http://otvoyna.ru/general1.htm - сайт, на котором размещены биографии военноначальников Красной Армии, начинавших командирскую карьеру в годы Гражданской войны. Интересный фактический материал.

http://www.jourclub.ru/12/364/2/ - статья раскрывает тему мобилизаций в Красную и различные белые армии в годы Гражданской войны. Важнейшая тема Гражданской войны, учитывая ее особенности, как междоусобной войны.

http://chk.forumbb.ru/viewtopic.php?id=1116 – статья посвящена качеству командного состава Красной Армии в годы Гражданской войны. Автор критически относится к командному составу, раскрывает его недостатки, однако обладает недостаточным теоретическим уровнем знаний.

http://revolution.allbest.ru/history/00096339_0.html - на данном сайте размещена статья, посвященная весьма интересному качеству командного состава – его социальному и национальному составу. Статья обладает богатым фактическим и статистическим материалом, снабжена исчерпывающими таблицами.

Одним из недостатков современной белорусской историографии и библиографии стоит в том, что она, в основном, ориентирована на печатные источники. Ссылки на электронные источники информации встречаются пока значительно реже. Это создает значительные проблемы, так как ведет а ограничению круга источников, а, следовательно, и ограничению круга мнений, что, безусловно, может привести белорусскую науку к кризису.

Нельзя не рассмотреть также такой вопрос как литература по методике использования электронных источников информации. Тем более что разработка такой литературы активно ведется, в том числе, и на историческом факультете Белорусского государственного университета.

Данный процесс начался в 80-е гг. произошла т.н. «микрокомпьютерная революция», результатом которой было активное внедрение ПК. Произошедшие перемены способствовали развитию исторической информатики, организации ассоциаций, встреч, форумов специалистов, на которых обсуждались те ли иные методы, формы применения ИТ в исследованиях. В 1986 г. образовалась международная ассоциация «History & Computing». С 1997 г. материалы о развитии исторической информатики, клиометрии, научной библиографии ежегодно публикуются в журнале «Новой и новейшей истории».

В результате, на данный момент накоплена значительная объёмная методологическая база типов, приёмов применения ИТ. Необходимо отметить работу кафедры источниковедения и методологии истории исторического факультета БГУ во главе с заведующим кафедрой доктором исторических наук, профессором В.Н. Сидорцовым. Разработкой методик использования ИТ в историческом исследовании в РБ также занимаются специалисты Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, Полоцкого государственного университета, Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка.

Благодаря их инициативе и  старани­ям в Минске проведены международные конференции «Методологические проблемы исторической науки» (сентябрь - октябрь 1992 г.) и «Теоретико-методологические проблемы исторического познания» (февраль 2001 г.), сим­позиум «Историческая информатика и психоистория — проблемы взаимодействия» (ноябрь 1996 г.); историческая общественность республики познакоми­лась с результатами работы XVІІІ Международного конгресса исторической нау­ки (август - сентябрь 1995 г., Монреаль) и XI Международной конференции «Ис­тория и компьютер» (август 1996 г., Москва).

Были подготовлены и изданы учебные пособия для студентов вузов «Методология истории» (1996 г.), О. М. Шутовой «Психоистория: школа и методы» (1997 г.), «Историческая информатика (информатика для исторических специальностей)» (1998 г.), моногра­фия В. Н. Сидорцова «Методология исторического исследования (механизм творчества историка)» (2000 г.), учебное пособие для обучающихся в магист­ратуре, аспирантов и слушателей курсов повышения квалификации препода­вателей вузов «Постижение истории: онтологический и гносеологический подходов (2002 г.); организованы постоянно действующие курсы в РИВШ БГУ «Теоретико-методологические проблемы исторического познания» и др.

В своих исследованиях, значительная часть авторов описывает свой личный опыт использования ИТ в процессе преподавания и изучения истории. Помимо практических наработок имеет место издание обобщающих теоретических работ по использованию ИТ в историческом исследовании.

Таким образом, исследование методики использования информационных технологий в историческом исследовании продолжает развиваться и совершенствоваться. Что ж, весьма положительный процесс, если он будет соответствующим образом проводиться, внедряться и использоваться, а с этим обычно бывают проблемы.

Глава 2. Методика исследования

Для выполнения целей и задач при исследовании темы, необходимо определить методы исследования. Начнем, пожалуй, с общенаучных. В данной работе использованы общие логические приемы: сравнение и обобщение. Сравнение использовано, например, при сопоставлении численности и состава бывших офицеров, служивших в белой и красной армиях. Обобщение использовано при выведении как промежуточных, так и окончательных выводов по дипломной работе.

Использование эмпирических методов для историка не всегда представляется возможным, но зато в работе были использованы методы теоретического исследования: логический и исторический. Стоит, конечно, в месте с тем заметить, что эмпирические и теоретические методы в методике гуманитарного исследования – довольно условные категории. В нашей области науки четкую градацию сложно провести. Мы не можем, исследую общество, решиться на исследование чистых идеальных моделей. Но и чистая эмпирика из-за определенной условности категорий, невозможности измерений и экспериментов также осложнена. Приходится держаться золотой середины, что подчас крайне сложно.

Тем не менее, необходимо дать конкретную характеристику используемых методов для конкретизации и придания стройности и подлинной научности работе. Логический нам был нужен для того, чтобы проследить ход мыслей офицеров и других представителей российского общества до революции, в ходе революции, во время Гражданской войны. С помощью исторического мы прослеживаем эволюцию взглядов, морального состояния, квалификации и имущественного положения офицеров царской армии как кадровых, так и военного времени, а также широких слоев русской интеллигенции и военнослужащих.

При исследовании темы магистерской диссертации были использованы также и общелогические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, логическое моделирование. Данные методы были нам нужны для построения единой системы, четкого взгляда на роль офицеров царской армии в строительстве РККА. При этом нам было с чем сравнивать, так как путь военного специалиста в Красной Армии был для офицера далеко не единственным.

Использованы были также и специальные исторические методы: историко-генетический, командный состав исследуется в развитии; историко-сравнительный, побуждения поступивших в Красную Армию сравниваются с побуждениями участников белого движения; историко-типологический, определение стадий привлечения командиров в белую и красную армии; историко-системный, производится анализ секретов успеха РККА в годы Гражданской войны; ретроспективный, рассматриваются причины превращения РККА в грозную силу в период после Гражданской войны.

При анализе мемуарной литературы и романа Р.Б. Гуля «Красные маршалы» необходимо помнить, что это не только исторические источники, но и литературные произведения. Для лучшего понимания мыслей людей исследуемой эпохи необходимо применить метод искусствоведческого анализа.

При этом стоит сделать значительное отступление, чтобы охарактеризовать использование количественных и прочих математических методов при исследовании темы «Командный состав Красной Армии в годы Гражданской войны в России». Как уже было сказано, большинство архивных материалов по Гражданской войне в России, находятся за пределами нашей республики (даже информация, касающаяся боевых действий на нашей территории). Это осложняет для историка подсчеты. Однако, можно анализировать информацию, дающуюся в работах других историков, имеющих возможность работы с архивами. Так, например, количественные методы для исследования проблем, близких магистерской диссертации автора, были использованы в следующих работах:

1.       Волков, С.В. Русский офицерский корпус. – М.: Воениздат, 1993. – 368с., ил.

2.       Волков С.В. Трагедия русского офицерства. – М.: ЗАО Центр-полиграф, 2002. – 509с.

3.       Гланц Д. Колосс поверженный. Красная Армия в 1941 году/Пер. с англ. В.Федорова. – М.: Яуза, Эксмо, 2008.

4.       Кавтарадзе А.Г. Военные специалисты на службе Республики Советов 1917-1920 гг. – отв. Редактор докт. Ист. Наук В.И. Петров. – Москва, 1988. – с.277.

5.       Молодцыгин М.А. Красная армия. Рождение и становление 1917-11920 гг. – М. ИРИ РАН, 1997.

Использование цифр, предоставленных авторами в данных работах, весьма помогли при выведении определенных выводов, весьма помогли при исследовании темы дипломной работы. Благодаря ним были сделаны ценные выводы, касающиеся структуры командного состава, его количественных и качественных характеристик, а также механизмов функционирования органов военного командования и методики строительства армии.

В заключение, нельзя не сказать, что на историческом факультете Белорусского государственного университета, обучению использования информационных технологий в методике исследования, уделяется большое внимание. Особенно велика в этом роль преподавателя В.Н. Сидорцова. Особенно интересна методика построения когнитивных схем магистерских диссертаций, примененная магистрантами на практике. Единственным пожеланием, которое здесь можно бы было озвучить, это просьба облечь преподавание в более простую, ясную и динамичную для студентов и магистрантов форму.

Глава 3. Основные результаты

В системе Интернет, являющейся современным и удобным средством получения необходимой информации, представлен широкий спектр мнений по проблемам, связанным с историей Гражданской войны. Следует подчеркнуть, что в Интернете существует значительно значительное количество работ и статей по истории Гражданской войны. В настоящее время эта тема весьма популярна, дискуссионна и, как уже было сказано, в значительной степени политизирована

Наиболее популярными из-за своей информационной насыщенности являются русскоязычные поисковые системы: http://www.rambler.ru, http://www.yandex.ru, http://www.google.com и ряд других. Это несколько десятков тысяч статей, иллюстративного материала, видео- и аудиороликов касающиеся разных областей знаний, и в том числе – истории Гражданской войны в России и ее командного состава.

Использованию Интернета  в обучении в настоящее время уделяется много внимания. В частности, как на историческом, так и на других факультетах БГУ проходит обучение студентов и магистрантов методике работы с интернет источниками. Проходит также переподготовка специалистов сферы образования, направленная на привитие студентам навыков работы с сетью Интернет. Работа эта – безусловно позитивное явление, которое, однако, тормозится рядом как субъективных, так и объективных причин. Попробуем назвать эти причины:

1.       Естественный консерватизм как общества в целом, так и отдельных его представителей, не всегда желающих менять схему своей работы, перестраивать ее на новые рельсы, применять новые технологии. Часто работники, имея знания и квалификацию, не считают нужным их использовать, что естественно ведет их утрате.

2.       Недостатки в методике обучения. Обучение информационным технологиям часто происходит практически в принудительной форме, обучаемым не считают нужным объяснять, пользу, которую лично они могут извлечь из обучения информационным технологиям. Требования преобладают над поощрением.

3.       Недостаточность выделяемых средств и недостатки в технической базе. Ни для кого не секрет, что современное белорусское образование низко технически оснащено и в этом смысле абсолютно неконкурентоспособно, во всяком случае, на сегодняшний день. Можно конечно все списать на недостаток государственного финансирования, однако этот традиционный подход слишком узок и не отражает всей глубины проблемы. Суть лежит в том, что общество еще не поняло всего значения информационных технологий и образования в целом. По этой причине, наше образование обречено на нищенское существование. Хочется надеется, что это временное явление и очень скоро наступит улучшение обстановки. Кроме того, сказывается общее технологическое отставание от многих государств. Одно из следствий – в основном невысокое качество сети Интернет.

Проблемы, как мы видим, есть и их необходимо решать. В частности, автор этих строк, встречался со всеми этими проблемами в своей научной деятельности и не один раз. Преодолеть их всегда старался, но не всегда получалось. Попробуем же освятить личный опыт автора в использования информационных технологий в научной деятельности.

При этом стоит сразу оговорить достаточно небольшой опыт автора в разработке темы магистерской диссертации (темой автор занимается всего лишь второй учебный год) и то, что при работе над ней он был больше ориентирован на работу с печатными источниками. Причины тому – более лояльное традиционно отношение со стороны работников белорусской науки к использованию печатных источников и вышеуказанное неудовлетворительное качество домашнего интернета. Тем не менее, электронными источниками и тем более информационными технологиями в широком смысле автор все же пользовался и готов представить на ваш суд свои весьма скромные достижения.

Начнем, разумеется, с характеристики возможностей программы Microsoft Office Microsoft Word. Эта популярнейшая программа ныне используется для набора практически всех текстов. Автор данных строк также использовал данную программу для набора своих курсовых, дипломной работы, а в настоящее время использует для набора магистерской диссертации и выпускной работы по информационным технологиям. Основное преимущество программы Word – ее доступность и широкая распространенность. Программа установлена практически на каждом компьютере, правда, не всегда в лицензионном виде.

Немаловажным сильным место Microsoft Word является то, что она предоставляет широкие возможности для редактирования и форматирования текста. Так как редактура занимает огромный промежуток времени при работе над научным текстом, иногда больший, чем собственно процесс ее написания, это крайне важно. У современного человека абсолютно нет времени для переписывания одного и того же текста, а ведь изменения в тексте иногда приходится делать до десяти раз.

Также стоит рассмотреть систему поиска, используемую в Национальной библиотеке Республики Беларуси. Именно материалы этой библиотеки стали основой сначала дипломной работы автора, а затем и его магистерской диссертации. Практически все эти документы были найдены с помощью данного, разработанного в библиотеке поисковика. Это значительно облегчает работу в библиотеке и экономит время, необходимое для поиска литературы и источников.

Необходимо также охарактеризовать использованную при работе над магистерской диссертации электронную базу данных East View. Права на использования данной базы данных были недавно приобретены БГУ, на радость всем пользователям зала информационных технологий. Она позволяет свободно скачивать материалы научных российских периодических изданий по гуманитарным дисциплинам. Какое же влияние это оказывает непосредственно на научную работу, понять не сложно. Дело в том, что в современной российской исторической науке Гражданская война – одна из популярнейших тем. Разброс мнений и данных по данному вопросу крайне велик и за ним сложно уследить. Вместе с тем, издание книги представляет собой достаточно долгое и хлопотное дело, что не всегда доступно, особенно начинающему историку. Гораздо проще и доступнее напечатать статью. East View делает доступнее и проще в использовании для исследователя статьи российских историков. Это позволяет сделать диссертацию соответствующей современным требованиям к содержанию научной работы. Исследователь опирается именно на современный уровень науки, а не цепляться за вчерашний день.

Нужно также сказать и о материалах сети Интернет. Как уже было указано, их значение в исследовании данной темы со стороны автора было менее значительно, чем внимание к печатным источникам. Однако и эти ресурсы составили определенную нишу, определенный пласт источников. Попробуем обозначить их роль и сделать определенный вывод относительно их полезности.

Какова же роль интернет источников в магистерской диссертации. Сразу стоит заметить, что сказать, что они послужили основой источниковой базы или одним из важнейших ее элементов нельзя. Этого просто не простила бы автору ни одна уважающая себя комиссия. Однако нельзя и преуменьшать их роль, так как она все же по-своему значительно. Дело в том, что одним из методов исторического исследования на пути к обобщению, непременному в любом научном исследовании, необходимо применить сравнение полученной информации с аналогичной.

Так как область научных интересов автора включает в себя вопросы построения и организации вооруженных сил в принципе, в независимости от страны и исторического времени, допустимо привлечь при оценке командного состава Красной Армии в годы Гражданской войны, оценки и характеристики командного состава других армий или армии другого хронологического периода. При этом желательно при сравнении, чтобы армия, с которой сравнивается Красная Армия времен Гражданской войны, была как-либо связана с ней. Иначе не получится ясных и конкретных выводов о квалификации и компетентности командного состава, вопрос о которых является одним из ключевых в диссертации.

Сразу понятно, что сравнивать воюющую армию с армией мирного времени не слишком корректно, так как в мирной жизни и на войне от офицерства требуются, подчас, совершенно разные качества. Не стоит сравнивать также и с армией, на слишком далекое расстояние отделенной временем или пространством. В идеале должны рассматриваться либо в определенном смысле «родственные» армии, имеющие общие традиции и военную школу, либо армии-соперницы, с боеспособностью которых можно сравнить боеспособность Красной Армии. На худой конец сойдут и армии, просто существовавшие в тот же самый промежуток времени, и, следовательно, имевшие значительные сходства в методике обучения войск.

Что же можно выбрать в таком случае. Думаю ответом может стать такой список: Красная Армия времен Великой Отечественной войны, Российская императорская армия времен Первой мировой войны, Белые армии времен Гражданской войны в России, Немецкая армия времен Первой и второй мировых войн и Союзные армии времен Первой мировой войны. Как мы видим, здесь мы видим соответствия, как месту действия, так и по времени.

Надо сказать, что для такого сравнения не требуется глубокого и слишком масштабного использования фактологии. Гораздо важнее понимать суть военного обучения в той или иной стране, методику подбора командного состава, в том числе на высшие должности, основные принципы военной стратегии и тактики, принятые в то или иное время, политические ветра, направляющая течение той или иной войны. Именно поэтому здесь не требуется слишком подробное конспектирование и трудная работа над текстом. Это в принципе соответствует тому, что с текстом на экране компьютера достаточно сложно работать долгое время по медицинским причинам. Из сети Интернет автором были скачаны следующие работы, позволяющие сделать определенные сравнения с Красной Армией и обобщения на основании этих сравнений:

1.       Военная мысль в изгнании. Творчество русской военной эмиграции. – Москва, Русский военный университет «Новый путь», 1999. – 593 с.

2.       Гальдер Ф. Военный дневник. В 3-х т. Москва, 1975.

3.       Зайцов А.А. 1918: Очерки по истории русской Гражданской войны. – Жуковский; М.: Кучково поле, 2006.; Военная мысль в изгнании. Творчество русской военной эмиграции. – Москва, Русский военный университет «Новый путь», 1999.

4.       Лиддел Гарт Б.Г. Правда о Первой мировой войне/Генри Басил Лиддел Гарт; [пер. с англ. О. Триэля]. – М.: Яуза: Эксмо, 2010. – 480 с. – (Великая забытая война).

5.       Манштейн, Э. фон. Утерянные победы. Воспоминания фельмаршала: пер. с нем./Эрих фон Манштейн. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. – 828, [4] с.: 16 л. Ил. – (Неизвестные войны).

Как можно заметить, все это известнейшие исторические труды или источники, которые знакомы каждому специалисту по теме и, на которые достаточно часто делаются ссылки. Не зная данных трудов, сложно считать себя специалистом по военной истории.

Нельзя обойти вниманием также такой вид источников как мультимедийные технологии. Стоит сказать сразу, что автора данных строк всегда гораздо больше привлекала историческая наука, чем методика преподавания истории. Любая теоретическая наука обычно отрицательно относится к попыткам упростить себя, облечь в понятную форму, схематизировать. Это представляется справедливым, так как при этом теряется значительная часть внутреннего содержания.

Тем не менее, на историческом факультете Белорусского государственного университета обучению информационным технологиям уделено достаточно много времени. Это, разумеется, положительная тенденция и ее нельзя не приветствовать, но над организацией и методикой учебного процесса, несомненно, необходимо подработать.

Автору данных строк довелось на 4-м курсе по задания преподавателя кафедры источниковедения Е.Н. Балыкиной работать в группе студентов над исследовательским проектом по созданию электронного учебного пособия на тему «История советского плаката». Стоит сказать, что я был координатором этого проекта, в мои обязанности входило общее руководство, создание презентации, сбор теоретического материала, создание тестов. В целом проект получился. Он содержит информация, в том числе и по советскому проекту времен Гражданской войны. Проект соответствует требованиям, принятым в нашей республике и имел определенные перспективы к внедрения в учебный процесс. С исторической точки зрения проект курировала преподаватель кафедры истории России О.Л. Бригадина.

Все же, если оценивать объективно, нельзя сказать, что проект был доведен до полного логического завершения. Помешало отсутствие времени и чрезмерно усложненная система оценивания, принятой для таких проектов и возлагающая как разработку, так и окончательную редактуру на плечи одних и тех же людей. Однако, разработка данного проекта все же имела свою роль в овладении автором информационными технологиями. Автор получил опыт работы с тестовыми средами, лучше освоил мастерство работы с Microsoft Power Point.

Глава 4. Обсуждение результатов

Итак, мы проанализировали роль информационных технологий в исследовании темы магистерской диссертации «Командный состав Красной Армии в годы Гражданской войны в России». Что же нам дало использование информационных технологий, как обогатило нашу тему. Преимуществ несколько. Именно благодаря наличию современных информационных технологий у автора появилась возможность многократной редакции готового текста. Увеличились возможности обсуждения текста с научным руководителем, например, путем посылки отрывков работы или всей диссертации по электронной почте. Таким образом, текст становится лучше проработан и более совершенен как с научной, так и с литературной точки зрения.

Кроме того, благодаря системе электронного поиска в библиотеках появилась возможность экономии времени. Появилась возможность использовать большее количество источников и тратить на их анализ больше времени, вместо того, чтобы тратить его на поиск литературы по теме.

Специальные программы, позволяющие использовать электронные базы данных, доступные в сети Интернет, приобретенные БГУ и доступные в любой медиатеке позволяют облегчить использование самых новых источников по теме – последних статей, изданных в российских научных журналах. Крайне ценный момент, позволяющий поддерживать на уровне актуальность работы.

Сеть Интернет делает источники доступнее, позволяет добывать самые ценные и неожиданные труды, повышать уровень общей образованности автора. Кроме того, в научную работу, как известно, входит множество совершенно разных элементов и требований. Очень часто бывает, что у специалиста не находится под рукой информация о каком-либо событии, дата, инициалы исторического деятеля, требования к магистерской диссертации. Все это, при случае, всегда можно узнать в интернете. Ссылки же на интернет источники, как было уже сказано, в нашей стране в принципе не приветствуются.

Автору данных строк не доводилось видеть достойных мультимедийных пособий по теме своей магистерской диссертации. Однако создание такого пособия – вещь, безусловно, полезная, так как благодаря ей происходит определенное переосмысление материала. Кроме того, это навыки по популяризации знаний.

Заключение

Таким образом, мы можем сделать определенные выводы. Перечислим их по порядку:

1.            Современная научная работа без использования информационных фактически не возможна. Без них сложно представить работу на абсолютно всех стадиях создания научного труда: на этапе подбора материала, на этапе составления плана, на этапе написания, на этапе контроля научным руководителем и на этапе редактуры. Осложнено также издание и общение с издателем. От работы с компьютером, установленным на нем программным обеспечением, использования сети Интернет напрямую зависит количество затраченного времени, а, следовательно, и качество работы.

2.            На сегодняшний день ресурсы сети Интернет, как по техническим, так и по методическим причинам, не могут считаться основными для научной работы. Диссертация должна пахнуть пылью библиотек. Комиссии это ценят. Кроме того, материалы, опубликованные в Интернете, могут быть ненадежны по своему содержанию, вызывать слишком много вопросов по критерию своей объективности.

3.            В Белорусском государственном университете развитию информационных технологий уделено заслуженно много внимания. Существует три общеуниверситетские медиатеки, практически на всех факультетах идет обучение работе с компьютерами, современными средствами обучения. Медиатеки оснащены мощным программным обеспечением и хорошим доступом в сеть Интернет.

4.            Использование автором информационных технологий при исследовании темы магистерской диссертации «Командный состав Красной Армии в годы Гражданской войны в России» пока не достигло максимально возможной планки. Необходимо привлекать новые ресурсы и новые источники.

Список литературы

1.       Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М.: Изд-во МГУ, 1986.

2.       Бешенков, С.А., Гейн, А.Г., Григорьев, С.Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманитарных факультетов университетов и педагогических вузов. – Екатеринбург: Урал. Гос. Пед. Ун-т. 1995. – 144 с.

3.       Виноградов В.А., Арсентьев Н.М., Бородкин Л.И. Экономическая история и современность: к 20-летию Научного совета РАН по проблемам российской и мировой экономической истории. Саранск: Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева, 2009. - 156 с.

4.       Гарскова И.М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. Гёттинген, 1994. - 215 с.

5.       Гусев, В.С. Эффективный поиск информации в Internet/ Гусев В.С. – М., 2004. – 336 с.

6.       Изместьева Т.Ф. Россия в системе европейского рынка. Конец XIX - начало ХХ в. (опыт количественного анализа). М.: Изд-во МГУ, 1991. - 192 с.

7.       Историческая информатика: Учеб. пособие / Под ред. Бородкина Л.И. и Гарсковой И.М.. – М.: Мосгосархив, 1996. – 400 с.

8.       История России: XX век // История России Мультимедиа-учебник – 2007 – Режим доступа: http://www.history.ru/content/view/12/33/. – Дата доступа: 11 ноября 2010 г.

9.       Каун, С.Б. Новые информационные возможности в обработке массовых источников по Истории Беларуси// http:// www. ksu.ru/. Дата доступа – 18. 11. 2007.

10.  Липницкая, О.Л. Учебно-методический комплекс по исторической информатике. Базовый курс: Обработка и анализ статистических и структурированных исторических  источников средствами электронных таблиц и систем управления базами данных / О.Л. Липницкая, Е.Э. Попова. - Мн.: БГУ, 2002.– 140 с.

11.  Милов Л.В., Булгаков М.Б., Гарскова И.М. Тенденции аграрного развития России первой половины XVII столетия. Источник, компьютер и методы исследования. М.: МГУ, 1986. - 301 с.

12.  Миронов, Б.Н. История в цифрах. – Л.: Наука, 1991. – 167 с.

13.  Сидорцов, В.Н., Балыкина, Е.Н., Комличенко, В.Н., Липницкая, О.Л., Новевич, В.Л. и др. Историческая информатика (Информатика для исторических специальностей): Учеб. пособие/ Под ред. В.Н. Сидорцова, Л.И. Бородкина. – Мн.: ЗАО «Веды», 1998. – 316 с.

Интернет ресурсы в области исследования

1.       http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/oi.htm - сайт журнала «Отечественная история». Устройство однотипно с устройством сайта журнала «Вопросы истории». Количество размешенных статей не впечатляет, однако это облегчается наличием журнала в базе данных East View.

2.       http://www.duel.ru/200609/?09_6_1 – 28.02.2010 – сайт луганской газеты дуэль посвящен истории и материалам газеты. Удобен, красив, опрятен. Раздражает обилие рекламы.

3.       http://bse.sci-lib.com/article005942.html - 28.02.2010 - размещена статья о военное оппозиции из большой советской энциклопедии. Полезный, хотя и достаточно краткий материал. Сам сайт сделан кратко, аскетично, строго. Определенное (незначительное) количество рекламы все же присутствует.

4.       http://dic.academic.ru/ - головной сайт популярной электронной энциклопедии «Словари на Академике». Дает строго научную, краткую информацию по какой-либо теме. Очень удобно для того, чтобы освежить память, но нельзя использовать в научной работе из-за краткости материала. Строгое оформление научного сайта. Весьма удобно.

5.       http://www.nivestnik.ru/ - на сайте содержится информация о выпусках журнала «Новый исторический вестник» за всю его историю (начиная с 2000-го года). Количество статей, размещенных на сайте незначительно, что очень удручает, учитывая богатое содержание журнала и его отсутствие в системе East View.

6.       http://scepsis.ru/library/id_492.html - 28.02.2010 - сайт научно-просветительского журнала «Скепсис». Красочное управление, высокое качество, удобство. Интересные материалы.

7.       http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/vi3.htm - сайт журнала «Вопросы истории». На сайте размещены оглавления номеров журнала за всю его историю, а также, определенное количество статей журнала, к сожалению, достаточно незначительное.

8.       http://www.history.ru/content/view/12/33/ - 11.11.2010 – сайт мультимедиа учебника по истории России. Красивое, но несколько яркое оформление, информативность, удобство.

9.       http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 – головной сайт русской википедии. Оформление знакомо каждому, удобно, привычно, документы обладают огромным количеством ссылок.

10.  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%8F – 09.12.2010. – страничка википедии, посвящённая Красной Армии. Интересный, удобный для использования материал, традиционное для страничек википедии оформление.

11.  www.soldat.ru/spravka/issue_vij/ - сайт журнала «Военно-исторический журнал». На сайте размещены оглавления номеров журнала за всю его историю, а также, определенное количество статей журнала. Журнал является изданием Генерального штаба Российской федерации. Также на сайте размещена подробная информация об авторах и редакции.

12.  http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1130616 - 10.12.2010 – сайт про военное строительство на Украине. Весьма интересная информация, в сочетании с аскетичным оформлением.

13.  http://rkka.ru/org/btmv/bron17-20.htm - 10.12.2010 - интереснейшая информация о броневых силах красной армии в сочетании с отсутствием красочного оформления. Это в чем-то даже удобнее – не отвлекает.

14.  http://army.armor.kiev.ua/hist/k_sov_arm.shtml - 10.12.2010 - известный сайт, посвященный военной истории. Красивое оформление сочетается с удобством использования и информативностью. К сожалению, материала, несмотря на всю его интересность, не всегда хватает для научной работы.

15.  http://www.jewish.ru/history/press/2010/04/news994284206.php - 10.12.2010 - интересный сайт, посвященный одному из «особых» взглядов на историю Гражданской войны. Как бы то ни было, сам сайт интересен, информативен, достаточно удобен.

16.  http://otvoyna.ru/general1.htm - 10.12.2010 - сайт, посвященный биографиям советских военноначальников, начавших командную карьеру в годы Гражданской войны в России. Интересный, хорошо, но несколько аскетично оформленный сайт.

17.  http://www.nashgorod.ru/forum/viewtopic.php?f=47&t=171279 - 10.12.2010 – страничка, на которой размещена весьма интересная статья, посвященная причинам победы красных в войне. На сайте статью можно обсудить. Раздражает обилие рекламы и явная не историчность самого сайта.

18.  http://www.jourclub.ru/12/364/2/ - 10.12.2010 – интересный сайт, посвященный мобилизациям в РККА. Как дизайн, так и материал сайта продуман и производит хорошее впечатление.

19.  http://chk.forumbb.ru/viewtopic.php?id=1116 - 09/12.2010 – еще один дискуссионный клуб, посвященный вопросу организации Красной Армии. Несмотря на определенную тенденциозность оценок т обилие лишнего материала на странице, содержание все же способно заинтересовать.

20.  http://revolution.allbest.ru/history/00096339_0.html - 09.12.2010 – на сайте содержится статья, посвященная социальному и национальному составу РККА в годы войны. Объясняются определенные диспропорции и их причины. Интересный материал портит наличие на странице большого количества лишней рекламы.

21.  http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=191938 – сайт, с которого можно скачать книгу А.И. Деникина «Путь русского офицера». Кроме того, сайт содержит ссылки на многие другие сайты по теме. Интересен как специалистам, так и людям, интересующимся русской историей. Сайт не имеет оформления, есть только ссылка на документ.

22.  http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=4eecb5fa-142e-4171-82b8-36d651cea64d – полезнейший сайт. Полезен он тем, что с него можно скачать само «Полное собрание сочинений В.И. Ленина». Сайт не имеет оформления, есть только ссылка на документ.

предметный указатель


East View, 6, 7, 17

google, 15

Microsoft Office, 6, 16

Microsoft Word, 16

БГУ, 10, 11, 15, 17, 21, 24

Белорусского государственного университета, 10, 13, 19

Интернет, 2, 3, 4, 6, 7, 15, 16, 17, 18, 21, 22, 25, 27

Красной Армии, 1, 3, 4, 5, 8, 9, 12, 13, 18, 21, 22

РККА, 3, 12, 13


 

Личный сайт в сети Интернет

http://voitechovich-konstantin.narod.ru/

Граф научных интресов

магистранта Войтеховича Константина Геннадьевича

исторический факультет,

специальность Всеобщая история 07.00.03

Смежные специальности

Основная специальность

Сопутствующие специальности

07.00.09 – историография, источниковедение и методы исторического исследования

1.Источники по истории Гражданской войны в России. Их классификация, систематизация. Проблема достоверности источников. Документы, мемуары, исследования эмигрантов, советских авторов, современных авторов. Их сравнительная характеристика.

2.История России в оценках зарубежных авторов. Общее и отличное от отечественной точки зрения. Причины схождений и отличий.

 

07.00.15 – история международных отношений и внешней политики

 

1. Возникновение, складывание и развитие системы международных отношений.

2. Исторические аспекты теории и концепции развития и функционирования международных отношений.

3.Современные вооруженные конфликты и механизмы их функционирования. Оружие современных войн и цели его создания.

07.00.03 – всеобщая история

1. Основные принципы развития общества. Цивилизационная и формационная концепции. Проблема генезиса и развития цивилизации. Конкуренция и взаимодействие цивилизаций.

2. Мировая история войн. Проблема организации и комплектования армии. Командный состав армии, его квалификация, образование и убеждение. Способы победы и поражения в войнах. Военные традиции разнообразных народов и государств.

3. Модернизационные процессы новой и новейшей истории и роль в них славянской цивилизации. Проблема технического отставания и пути ее преодоления.

 

05.25.02 – документалистика, документоведение, архивоведение, ист.

1. Исследование общих свойств документа как источника и носителя информации. История документалистики, документоведения и архивоведения.

2. Проблема сохранности и полноты документов.

 

12.00.01 - теория права и государства, история права и государства, история политических и правовых учений

1. Современные политические теории. Их значение и применение в современной истории.

2. История партии большевиков. Феномен большевизма и его исторические наследники.

3. История национализма, нацизма, фашизма. Проблема возникновения крайне правых идеологий. Нацизм в истории и современном мире. Перспективы существования радикальных националистических идеологий.

 

тестовые задания по информатике

1.     Какая электронная база данных, используемая в БГУ, позволяет скачивать статьи российских исторических журналов:

А) East View

Б) West View

В) Russian library

Г) East News

2.     Самый популярный на сегодняшний день поисковик сети Интернет:

А) Google

Б) Rambler

В) Yandex

Г) Mail

Презентация выпускной работы

Слайд 1

 

Слайд 2

 

Слайд 3

 

Слайд 4

 

Слайд 5

 

Слайд 6

 

Слайд 7

 

Слайд 8

 

Слайд 9

 

Слайд 10

 

Слайд 11

 

Слайд 12

 

Слайд 13

 

Слайд 14

 

Слайд 15

 

Слайд 16

 

Слайд 17

 

Слайд 18

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz